Оргкомитет конгресса

Бобринская Екатерина Александровна


Государственный институт искусствознания
Сектор искусства Нового и Новейшего времени
Доктор искусствоведения, заведующая сектором искусства Нового и Новейшего времени
Работает в институте с 1994 года.
 
Сфера научных интересов
Русское и европейское искусство ХХ столетия, русский авангард, итальянский футуризм; неофициальное искусство в СССР; концептуализм, современное искусство.
 
Образование
В 1988 году окончила исторический факультет (отделение истории и теории искусства) Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
В 1993 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Взаимодействие поэзии и живописи в русском кубофутуризме» (МГУ, научный руководитель Д. В. Сарабьянов).
В 2005 году защитила докторскую диссертацию на тему «Проблема границ искусства в русском авангарде конца 1910-х — начала 1920-х годов».

Читать дальше  

Основные публикации

Книги
 
Душа толпы: Искусство и социальная мифология. М.: Кучково поле, 2018.
 
Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М.: BREUS, 2013.
 
Русский авангард: Границы искусства. М.: НЛО, 2006.
 
Русский авангард: Истоки и метаморфозы. М.: Пятая страна, 2003.
 
Футуризм и кубофутуризм. М.: Олма-Пресс, Галарт, 2000.
 
Ранний русский авангард в контексте философской и художественной культуры рубежа веков. М.: ГИИ, 1999.
 
Футуризм. М.: Галарт, 1999.
 
Концептуализм. М.: Галарт, 1994.
 
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах
 
Ужасное зрелище // Искусство и революция: Сто лет спустя: сб. ст. / Филол. фак. Белградского ун-та; ред.-сост. К. Ичин. Белград, 2019. С. 84–106.
 
Михаил Ларионов: материя и живопись // The Many Lives of the Russian Avant-Garde. Nikolai Khardzhiev’s Legacy: New Contexts / Pegasus Oost-Europese Studies; ed. by Dennis Ioffe and Frederick H. White. Amsterdam: Uitgeverij Pegasus, 2019. Vol. 32. P. 133–167.
 
Mikhail Larionov: Rayonism and Radiant Matter [Электронный ресурс] // Advances in Social Science, Education and Humanities Research: proceedings of The 2nd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2018). Paris: Atlantis Press, 2018. Vol. 284. P. 358–362. Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-18/55908342
 
М. Ларионов: лучизм и лучистая материя // История искусства и отвергнутое знание: От герметической традиции к ХХI веку: сб. ст. [На рус. и англ. яз.] / сост. Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. М.: ГИИ, 2018. С. 279–293.
 
Панорамный взгляд, власть и утопия свободы в неофициальном искусстве // Утопический упадок: Искусство в советскую эпоху: мат. международ. науч. конф. / Филол. фак. Белградского ун-та; ред.-сост. К. Ичин. Белград, 2018. С. 71–79.
 
War, Art and the New Experience of the Crowd [Электронный ресурс] // Advances in Social Science, Education and Humanities Research: proceedings of The 3rd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017). Paris: Atlantis Press, 2017. Vol. 144. P. 49–54.Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icadce-17/25881251
 
Война, искусство и новый «опыт толпы» // «На крайнем пределе веков»: Первая мировая война и культура: сб. ст. / ред.-сост. Е. А. Бобринская, Е. С. Вязова. М.: ГИИ, 2017. С. 210–221.
 
Ужасное зрелище: революционная толпа и коллапс репрезентации // Искусствознание. 2017. № 1. С. 198–233.
 
Cultural Memory and the Anti-Western Utopias of Russian «Futurians» // Experiment = Эксперимент. A Journal of Russian Culture. Leiden; Boston: Brill, 2017. Vol. 23. P. 173–185.
 
Scythianism in Early Twentieth-century Russian Culture and the Scythian Theme in Russian Futurism [Электронный ресурс] // Art in Translation. 2016. Vol. 8. № 2. P. 137–168. Режим доступа: http://www.tandfonline.com/toc/rfat20/8/2?nav=tocList
 
Память культуры и антизападные утопии русских будущников // Память как объект и инструмент искусствознания: мат. I Международ. конгр. историков искусства им. Д. В. Сарабьянова [На рус. и англ. яз.] / сост. Е. Бобринская, А. Корндорф. М.: ГИИ, 2016. С. 191–209.
 
Искусство-действие итальянских и русских футуристов // От авангарда до соцарта: Культура советского времени: сб. ст. в честь Х. Гюнтера. Белград, 2016. С. 28–40.
 
Заумный язык, беспредметность и «опыт толпы» // 1913. Слово как таковое: К юбилейному году русского футуризма. СПб., 2015. С. 59–71.
 
«Красота и необходимость насилия»: мифопоэтика раннего футуризма // Искусствознание. 2015. № 1–2. С. 194–215.
 
«Ненасытная жажда меняться»: Илья Зданевич и русский авангард 1910-х годов // Каталог выставки Ильи Зданевича / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2015. С. 32–47.
 
Политика зрения // Неофициальное искусство в СССР. 1950–1980-е годы. М.: БуксМАрт, 2014. С. 22–35.
 
Красота и необходимость насилия // Русский авангард и война. Белград, 2014. С. 45–59.
 
Теориjа «тренутног стваралаштва» Алексеjа Кручониха [На серб. яз.] // Поетика. 2013. № 7–9. С. 109–136.
 
Футуризм и всёчество в теоретических работах Ильи Зданевича // Дада по-русски. Белград, 2013. С. 29–38.
 
Русский модернизм и современное искусство // Застывшие сны: Современное искусство России. London, ТрансГлоб Паблишинг, 2012. С. 10–17.
 
Концептуализм как бренд // Искусство. 2011. № 2–3. С. 38–43.
 
Russian Modernism and Contemporary Art // Frozen Dreams: Contemporary Art from Russia. London: Thames & Hudson, 2011. P. 10–17.
 
Moscow Conceptual Performance Art in the 1970s // Moscow Conceptualism in Context / Zimmerli Art Museum at Rutgers University, Prestel & Zimmerli Art Museum; ed. by Alla Rosenfeld. N.Y., Munich. 2011. P. 154–177.
 
Русский авангард как историко-культурный феномен // Авангард в культуре ХХ века (1910–1930 гг.): Теория. История. Поэтика. М.: ИМЛИ РАН. С. 5–65.
 
Штурм неба: Наука и мифология // Научные концепции ХХ века и русское авангардное искусство. Белград, 2011. С. 95–109.
 
Московская концептуальная школа. Эстетика и история // Поле действия: Московская концептуальная школа и ее контекст, 70–80-е годы ХХ века. М.: Фонд «Екатерина», 2011. С. 15–25.
 
On the Threshold of the Cosmos: The Instinct of Lightness and Cosmic Consciousness // The Cosmos of the Russian Avant-Garde: Art and Space Exploration, 1900–1930. [На греч. и англ. яз.] / Contemporary Art Center of Thessaloniki. Thessaloniki, 2011. P. 83–96.
 
En los umbrales del cosmos: Instinto de levedad y conciencia cósmica = On the Threshold of the Cosmos: the Instinct of Lightness and Cosmic Consciousness // El cosmos de la vanguardia rusa: Arte y exploración espacial 1900–1930 [На исп. и англ. яз.] / Fundación Botin. Santander, 2010. P. 77–85, 343–347.
 
Der Moskauer Konzeptualismus — Ästhetik und Geschichte = Moscow Conceptualism: Its Aesthetic and History // Die Totale Aufklärung: Moskauer Konzeptkunst 1960–1990 = Total Enlightenment Conceptual Art in Moscow 1960–1990 / Schirn Kunsthalle. Frankfurt, 2008. P. 36–60.
 
Freez Frame. Photography and Performance in Moscow Conceptual Art. Beyond Memory. Soviet Nonconformist Photography and Photo-Related Works of Art / Zimmerli Art Museum at Rutgers, The State University of New Jersy. New Brunswick, 2004. P. 91–101.
 
Предсюрреалистические мотивы в эстетических концепциях А. Крученых 1910-х гг. // RussianLiterature. 2009. January — April. Vol. 65. T. 1–3. P. 339–354.

Корндорф Анна Сергеевна


Государственный институт искусствознания
Сектор искусства Нового и Новейшего времени
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора искусства Нового и Новейшего времени
Работает в институте с 2001 года.
 
Сфера научных интересов
Русская и европейская архитектурная графика XVII–XVIII веков, театральная архитектура, сценография придворного театра эпохи барокко и Просвещения, архитектурная теория, садовая и стеклянная архитектура XVII–XVIII веков.
 
Образование
В 2001 году окончила аспирантуру Государственного Эрмитажа (отдел западноевропейского изобразительного искусства).
В 2001–2003 годах соискатель Государственного института искусствознания (отдел театра).
В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Античные образы и мотивы на русской придворной сцене» (ГИИ, научный руководитель Л.М.Старикова).
В 2012 году защитила докторскую диссертацию на тему «Архитектурная декорация придворного театра XVII–XVIII столетий. Мифология и иконография».

Читать дальше  

Основные публикации
 
Книги
 
От bozzetto до capriccio: Итальянская графика XVI–XVIII веков: каталог выставки / Сост. и авт. ст. А. Корндорф. М.: In Artibus, 2018.
 
Вдохновленные Римом: К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге: каталог выставки / Сост. и авт. ст. А. Корндорф. М.: Ин Артибус, 2015.
 
Корндорф А. С. Дворцы Химеры: Иллюзорная архитектура и политические аллюзии придворной сцены. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
 
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах
 
Альбом древнерусских костюмов для оперы Екатерины II: источники и авторы «национального стиля» на придворной сцене // Опера в музыкальном театре: История и современность: мат. международ. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных; ГИИ, 2019. С. 259–271.
 
«Из варяг в греки». Сценическая архитектура и политическая программа в опере Екатерины Великой // Опера в музыкальном театре: История и современность: мат. международ. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных; ГИИ, 2019. С. 139–152.
 
«Начальное управление Олега». Греко-готическая декорация и политический заказ // Василий Баженов и греко-готический вкус: сб. ст. М.: ГИИ, 2019. С. 201–213.
 
Образы Французской революции в монументальной пропаганде первых лет Октября // Искусство и революция: Сто лет спустя: сб. ст. / Филол. фак. Белградского ун-та; ред.-сост. К. Ичин. Белград, 2019. С. 120–152.
 
Иные города. Данте и воображаемая архитектура // Искусство. № 3. 2018. С. 10–24.
 
О неизвестном прототипе петергофского Эрмитажа // Россия и Франция: Культурный диалог в панораме веков: мат. Х Международ. Петровского конгр. СПб.: Европейский дом, 2018. С. 240–255.
 
Hermit vs Hermetism. Отшельники и герметическая традиция в европейском искусстве XVII–XVIII веков // История искусства и отвергнутое знание: От герметической традиции к XXI веку: сб. ст. [На рус. и англ. яз.] / сост. Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. М.: ГИИ, 2018. С. 126–151.
 
Hermit VS Hermeticism. Hermits and the Hermetic Tradition in European Art of the Seventeenth and Eighteenth Centuries [Электронный ресурс] // Advances in Social Science, Education and Humanities Research: proceedings of The 2nd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2018). Paris: Atlantis Press, 2018. Vol. 284. P. 345–351. Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-18/55908340
 
Hermit vs Hermetism. Hermits and the Hermetic Tradition in European Art of the Seventeenth and Eighteenth Centuries // History of Art and Rejected Knowledge: From the Hermetic Tradition to the 21st Century: proceedings of The 2nd International Sarabianov Congress of Art Historians. M.: The State Institute of Art Studies, 2018. P. 118–142.
 
Le grand théâtre de la mort. Джакомо Кваренги и погребальные церемонии императора Павла // Труды Государственного Эрмитажа: сб. ст. СПб., 2018. Вып. 96. С. 313–343.
 
Анна Корндорф, Екатерина Вязова. По ту сторону стекла: утопия прозрачности и тотальный контроль в архитектуре авангарда // От Утопии к катастрофе. Белград, 2018. С. 7–31.
 
«Галантная книга» Константина Сомова // Константин Сомов: Живопись. Графика. Печатная графика. Фарфор. Фотоархив. СПб., 2017. С. 45–61.
 
Между «ordine» и «capriccio». Готическая архитектура в театре Просвещения / Готика Просвещения: Юбилейный год Василия Баженова. М.: Ин Артибус, 2017. С. 186–239.
 
Мифология итальянского дома в русской архитектуре XVIII века // Искусствознание. 2017. № 4. С. 102–139.
 
Between Ordine and Capriccio. Gothic Architecture in the Theatre of the Enlightenment[Электронный ресурс] // Advances in Social Science, Education and Humanities Research: proceedings of The 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017). Paris: Atlantis Press, 2017. Vol. 144. P. 6–19. Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icadce-17/25881244
 
«Декорационный альбом» из коллекции Н. Б. Юсупова // Архитектурное наследство. М.; СПб., 2016. Вып. 65. С. 140–148.
 
Искусство декорации. По ту сторону театральной архитектуры // Мир — театр. Архитектура и сценография в России: каталог выставки. М.: ГНИМА им. Щусева, 2016. С. 36–45.
 
Мнемонические программы русских императорских резиденций XVIII века. Метаморфозы памяти // Память как объект и инструмент искусствознания: сб. ст. М., 2016. С. 191–209.
 
Механика придворных триумфов // Мир — театр. Архитектура и сценография в России: каталог выставки. М.: ГНИМА им. Щусева, 2016. С. 59–78.
 
Оперная сценография Нового времени: от законов архитектуры к принципам живописи // II Международная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность»: сб. ст. М., 2016. С. 263–283.
 
Фантом и ремесло // Искусствознание. 2016. № 1–2. С. 378–425.
 
Mnemonic Programmes of 18th-Century Russian Imperial Residences // Memory Metamorphoses: Memory as the Subject and Instrument of Art Studies: collected works of The 1st International Sarabianov Congress of Art Historians. M.: The State Institute of Art Studies, 2016. P. 157–175.
 
Жерло ада: рама, рампа, портал // Рама как объект искусства: сб. ст. / Государственная Третьяковская галерея. М., 2015. С. 9–18.
 
Петергофский Эрмитаж как памятник политического триумфа Петра I // Сборник общества изучения русской усадьбы: [мат. конф. «Дом Романовых и русская усадьба. К четырехсотлетию русского императорского дома», 21–23 ноября 2013 г., Москва]. М., 2015. Вып. 20 (36). С. 7–21.
 
Anna Korndorf, Ekaterina Vyazova. Utopia of Transparency: 19th-Century Exhibition Pavilion Architecture as Mythological Project // Ephemeral Architecture in Central-Eastern Europe in the 19th and 20th centuries. Budapest: L’Harmattan, 2015. P. 1–19.
 
Приют отшельника и гастронома. Русские эрмитажи XVIII века // Искусствознание. 2014. № 1–2. С. 270–296.
 
«Deus ex machina» и декоративная живопись русского барокко. К вопросу о границах жанров [Электронный ресурс] // Художественная культура = Art & Culture Studies. 2013. № 1 (6). Режим доступа: http://artculturestudies.sias.ru/2013-1/
 
«Темная сторона» Просвещения. Античная традиция и инфернальные сюжеты архитектурной сценографии XVIII века // Век просвещения. Вып. IV. Античное наследие в европейской культуре XVIII века. М.: Наука, 2012. С. 72–99.
 
Небесный апофеоз Джузеппе Валериани. К вопросу о способах оформления барочного придворного спектакля на русской сцене середины XVIII века и новой атрибуции эскизов декораций // Uomini, opera e idee tra Occidente europeo e mondo slavo / Universita degli Studi di Trento. Dipartimento di Studi Letterari, Linguistici e Filologici. Trento, 2011. P. 427–447.
 
Архитектура «Ада», или Еще раз о театральной иконографии «Подземного царства» // Искусствознание. 2010. № ½. С. 92–144.

Лосева Анастасия Станиславовна


Государственный институт искусствознания
Сектор искусства Нового и Новейшего времени
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора искусства Нового и Новейшего времени
Работает в институте с 1995 года.
 
Сфера научных интересов
Русское и европейское искусство и архитектура ХIХ столетия, архитектурные ансамбли царских загородных резиденций XIX века, культура Крыма и Крым в контексте русской культуры, путешествия русских художников и архитекторов на Восток, русский и европейский ориентализм.
 
Образование
В 1993 году окончила исторический факультет (отделение истории и теории искусства) Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Образ Петергофа эпохи романтизма» (МГУ, научный руководитель М.М.Алленов).

Читать дальше  

Основные публикации
 
Книги
 
«Себя как в зеркале я вижу…»: Царские резиденции глазами заказчиков. СПб.: ДБ, 2006.
 
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах
 
Толпа в картине В. Д. Поленова «Христос и грешница» как топос ориентального // В. Д. Поленов и русская художественная культура второй половины XIX — начала XX веков: мат. конф. / ГТГ. М., 2020 (в печати).
 
Жанр путевой пейзажной серии на выставках ТПХВ (1870–1880 гг.) // Искусствознание. 2018. № 3. С. 124–154.
 
Ореанда — первая резиденция русских императоров в Крыму // Русское искусство. 2018. № 2. С. 38–50.
 
История русского искусства. Т. 17. Искусство 1880–1890 гг. // Искусствознание. 2017. № 4. С. 256–286.
 
«История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XX веку». Второй международный конгресс историков искусства имени Д. В. Сарабьянова // Искусствознание. 2016. № 4. С. 284–318.
 
Впечатления В. Д. Поленова о Египте в контексте воспоминаний русских паломников и путешественников второй половины XIX века // Искусствознание. 2012. № 3–4. С. 300–322.
 
От уникального к усредненному. Императорский Коттедж и его архитектурное окружение // Искусствознание. 2011. № 1–2. С. 248–256.
 
Петербургский особняк сквозь призму путешествий // Искусствознание. 2007. № 3–4. С. 161–173.
 
Идея красоты. Образ Крыма в русской культуре второй половины XIX века // Искусствознание. 2005. № 1. С. 155–164.
 
Архитектурные замыслы Николая I в столице и усадьбе // Русское искусство. 2004. № 2. С. 15–24.
 
Частные лица и императорские парки // Искусствознание. 2001. № 1. С. 275–281.
 
Воспитание монарха в эпоху бидермайера // Искусствознание. 1998. № 1. С. 378–391.
 
Феномен приморских резиденций эпохи романтизма // Вопросы искусствознания. 1997. Т. 11, № 2. С. 357–375.
 
Петергоф и Ореанда эпохи романтизма // Вопросы искусствознания. 1996. Т. 9, № 2. С. 92–109.
 
Петергоф эпохи эклектики как модель романтического города // Город и искусство: Субъекты социокультурного диалога. М., 1996. С. 136–143.